Города Германии, Фюссен, Королевские замки Нойшванштайн и Хохеншвангау



Нойшванштайн Neuschwanstein

Издали замок Нойшванштайн (Neuschwanstein) кажется игрушечным. Кажется, что башни этого волшебного замка цвета слоновой кости парят на фоне темно-зеленых елей. Вблизи же он сказочно красив и всё ещё немного нереален среди романтичных альпийских склонов.

Он был создан по указанию Людвига II, “сказочного короля”, очень не любившего Мюнхен, но любившего строить, как писал Фейхтвангер, “в разных труднодоступных местностях дорогостоящие, роскошные замки”. Получалось красиво, как в сказке, за что короля и прозвали “сказочным”.

В отличие от Людвига I и Максимилиана II, Людвиг II строил не для общественности, а для себя, и даже иногда подумывал о том, чтобы приказать снести построенный им замок, после своей смерти.

 

 

 

 ЛЮДВИГ II (Ludwig II) (1845–1886), баварский король (с 1864) из династии Виттельсбахов, сын Максимилиана II. Родился 25 августа 1845 во дворце Нимфенбург (Мюнхен).

 В 18-летнем возрасте наследовал трон Баварии, в то время суверенного королевства. Очень симпатичный монарх выказывал, однако, упорное стремление к уединению, он жил в мире немецких саг и легенд, считал их исторически подлинными и обожал Рихарда Вагнера и его мистические оперы, сюжетами которых неизменно становились любимые королем мифические сказания.

 Мечты о замке у Людвига родились еще в детстве. С раннего возраста он любил участвовать в театральных представлениях и наряжаться. Лето семья проводила в Хохеншвангау, родовом имении Швангау, которое отец Людвига Максимилиан II приобрел в 1833 году. Сам немного романтик, Максимилиан для работы над проектом реставрации замка нанял не архитектора, а художника-сценографа.

Строительство замка началось в 1869 году и продолжалось вплоть до 1886 года. Замок Нойшванштайн, посвященный рыцарю Лоэнгрину, первоначально задумывался как трехэтажная готическая крепость. Постепенно проект претерпевал изменения, пока палас не превратился в пятиэтажное сооружение в романтическом стиле, что больше всего, по мнению Людвига, соответствовали легенде. Людвиг не жалел денег на воплощение в жизнь своих фантазий, поэтому для работы в Нойшванштайне и в других местах были наняты лучшие мастера, живописцы, скульпторы и резчики по дереву. Его строительные проекты опустошали государственную казну и мешали исполнению его монарших обязанностей.

 

 

 

 

Залы Нойшванштайна оформлялись поистине роскошно. Только на работы по дереву при отделке королевской спальни, выполненной в стиле поздней готики, ушло 4,5 года. Замок производит впечатление театральной декорации, а отчасти и является ею, поскольку создавался под деятельным руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка.

При этом у замка весьма внушительные размеры, да и строился он в течение семнадцати лет. Очевидцы и современники утверждали, что над изготовлением резной деревянной кровати для Людвига в течение четырех с половиной лет трудились пятнадцать мастеров-резчиков. Внутреннее убранство замка являет собою смесь различных архитектурно-художественных стилей, сочетание мавританских, готических и барочных элементов: тут и колонны-сталактиты, и тронный зал в декадентско-византийском духе, и певческий зал с изысканным освещением, предназначавшийся для постановок вагнеровских опер. При этом все здание было оснащено самой передовой для того времени системой отопления, на кухне функционировал водопровод с холодной и горячей водой.

 

 

В замке содержится более 360 залов. Особого внимания заслуживает Певческий Зал, в котором фрески на стенах отражают сцены из оперы Вагнера «Тангейзер».

 

 

 

Зал Певцов копирует зал готического замка в Вартбурге. Потолок зала отделан деревянными панелями с узорами и изображениями знаков Зодиака. Чудесные орнаменты украшают и стены зала, а также Певческую аркаду.

Хотя зал не использовался во времена Людвига II, в наши дни в сентябре здесь проходят ежегодные концерты. Искусственный грот с подобающими в таких случаях сталактитами и сталагмитами находится прямо под Залом Певцов, то есть на третьем этаже замка. Сейчас в нем нет воды, хотя изначально здесь был небольшой каскад.

 

Поражают воображение спальня Людвига II, где возвышается огромная кровать в готическом стиле, увенчанная замысловатой и хрупкой деревянной резьбой. Четырнадцать резчиков в течение четырех с половиной лет трудились над их изготовлением.

 

 

Картинное убранство помещения посвящено в основном истории Тристана и Изольды, глубоко поразившей 20-летнего короля. Одноименная опера Рихарда Вагнера была поставлена в 1865 году во время пребывания короля Людвига в Мюнхене.

 

 К спальне примыкает маленькая молельня Людвига II. Она посвящена святому Людовику - королю Людовику Французскому - в честь которого был назван монарх. В разрисованный стрельчатый свод врезан богато украшенный резьбой створчатый алтарь.

 Тронный зал напоминает зал в замке Грааль из oперы “Парсифаль”. Планы помещения в роскошном византийском стиле были созданы Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом.

Это двухъярусный зал с длинными рядами колонн, украшенный имитацией порфира и лазурита. Он заканчивается полукругом позолоченной апсиды. Девять ступеней из каррарского мрамора ведут к помосту, где должен был встать трон из золота и слоновой кости. Однако этому уже не суждено было осуществиться.

Под сияющим голубым небосводом купола восседает Христос, окруженный Марией и Иоанном, а ниже располагаются короли-святые: Казимир, Стефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и Людовик. Драгоценный канделябр в форме византийской короны ил позолоченной меди несет 96 свечей и весит 18 центнеров.

В одном из залов хранится символ легенды о Лоэнгрине, рыцаре-лебеде, с которым король любил себя сравнивать, – ваза в виде лебедя. Однажды, по недосмотру, в вазу налили воду, и вылить её оттуда можно было, только перевернув массивное произведение искусства. Но риск разбить чудесную вазу в таком случае был бы слишком велик, и тогда решили пожертвовать одной лебединой лапой, дабы спасти всю вазу от уничтожения и избавить её от уже изрядно протухшей воды. Лебединая лапа была отколота, и вода вылилась из образовавшегося отверстия, как из крана.

 

 

На первом этаже расположена просторная королевская кухня с печами и жаровнями, разделочными столами и начищенной до блеска посудой. Чтобы не нарушать уединения короля во время трапезы, был сконструирован специальный механизм для транспортировки накрытого стола из кухни в столовую. Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера. Они изображают миннезингеров, а также сцены из легендарного песенного состязания в Вартбурге 1207 года.

 

 

 Виды на великолепные пейзажи Верхней Баварии открываются из окон замка и с площадки перед входом в него. Кстати, частью живописного вида должен был стать ещё один замок выше в горах, план постройки которого так и не был осуществлен.

Баварское правительство решило избавиться от грандиозных строительных расходов чудаковатого короля, да и от него самого. В соответствии с разработанным планом, 9 июня 1886 года самый известный мюнхенский психиатр Бернард фон Гудден, запасшись подписями ещё троих врачей, никогда в глаза не видевших короля, объявил Людвига психически нездоровым.

Людвиг прекрасно осознавал нависшую над ним опасность, но, тем не менее, предпочел идти навстречу своей гибели. Король под охраной был вывезен из Нойшванштайна в небольшой замок Берг на берегу озера Штарнберг. Там “больной” вел себя очень смирно, и его отпустили на прогулку в лодке в сопровождении доктора фон Гуддена, без охраны. Когда король и доктор не вернулись к ужину, их бросились искать. Тела были обнаружены часа через два. Свидетелей происшествия найдено не было.

Существует как минимум три версии того, что произошло в тот день на озере:

1. Официальная версия. Людвиг, не раз задумывавшийся о самоубийстве, считал, что лучший способ уйти из жизни – утопиться, так как тело при этом не калечится. В тот день он решился покинуть этот ненавистный ему мир, но доктор постарался помешать королю, за что поплатился жизнью…

2. Людвиг, будучи отличным пловцом, задумал сбежать, однако доктор активно возражал и был убит в жестокой схватке, а короля от холодной воды и пережитых впечатлений хватил удар…

3. И доктора, и короля утопили члены заговора от кабинета министров или родственники Людвига, желая привести к власти дядю Людвига, принца Луитпольда, в качестве регента при слабоумном наследнике престола принце Отто…

После гибели короля все работы по строительству и отделке интерьеров Нойшванштайна прекратились, замок был объявлен национальным достоянием и с тех пор бережно сохраняется, будучи особой гордостью баварцев.

С 1933 года в Нойшванштайне в рамках Вагнеровского фестиваля проходят концерты классической музыки. Сегодня они проводятся только в сентябре, при этом билеты раскупаются задолго до начала фестиваля.

По слухам, в годы нацизма в замке располагалось одно из "идеологических" подразделений третьего рейха, как раз ведавшее оккультизмом, нибелунгами, рунами и германским духом. Но даже нацисты, жестоко преследовавшие все сексменьшинства, признавали — романтизм короля Людвига выше всех его пороков.

Видом Нойшванштайна был очарован Чайковский — и именно здесь, как полагают некоторые историки, у него родился замысел балета "Лебединое озеро".

 

Летом экскурсии по замку немного короче, чем зимой, так как иначе просто невозможно обслужить весь несметный поток туристов, жаждущих попасть в эту сказочную обитель.

 

От автостоянки и автобусной остановки можно подняться к замку пешком (подъем не крутой); это займет минут 30. Или за небольшую плату отправиться наверх в повозке, запряженной лошадьми.

 Обязательно прогуляйтесь выше в горы, где над ущельем на высоте 92 метра повис романтичный мостик Мариенбрюке (Marienbrucke). Подвесной мост, старше чем Нойшванштайн, натянут на высоте 92 метра над 45-метровым водопадом. Первончально деревянный мостик, замененный в 1866г. на современную металлическую конструкцию, он получил свое название в честь матери короля Людвига II, королевы Марии, принцессы Прусской. С этого мостика открывается впечатляющий вид на замок и окрестности, а также на 45-метровый водопад. Кадры, заснятые с этого мостика, наверняка, будут одними из самых красивых в вашем фотоальбоме.

В раскинувшемся невдалеке от замка чистейшем альпийском озере Альпзее (Alpsee) приятно искупаться летом, но лучше не увлекаться нырянием: тяжелая и достаточно холодная вода горного озера не будет выталкивать, как морская.

Замок Хохеншвангау / Hohenschwangau

 Напротив замка Нойшванштайн, на лесистом холме возвышается замок Хохеншвангау, бывшая резиденция Вельфов и Хоэнштауфенов. Король Максимилиан II, отец Людвига II, будучи кронпринцем, унаследовал в 1832 году крепостные руины и восстановил их в средневековом стиле по мечтательно-романтическому замыслу архитектурного и театрального художника Доменико Квадлио. В замке Хоэншвангау король Людвиг II провел большую часть своего детства и юности. Именно здесь он познакомился с легендарным миром лебединого рыцаря Лоэнгрина.

 

Здесь на балконе зала Тассо стоял молодой Людвиг II, наблюдая в телескоп за продвижением строительства его собственного волшебного замка, стилизованного под ХIII век. Поначалу Нойшванштайн называли Новым Хохеншвангау. Ведь замки связывает не только близость расположения, но и то, что именно в Хохеншвангау, где Людвига с детства окружали картины с изображениями героев легенд, он впитал в себя мир немецких саг. Во дворе есть фонтан в виде лебедя. На втором этаже находится зал рыцаря с лебедем, украшенный фресками на тему легенды о Лоэнгрине. Комната королевы и зал приемов (Зал Героев) оформлены на темы германских легенд, в которых прославляются средневековые рыцари. В замке есть пианино, на котором играл Вагнер

В хорошую погоду недалеко от замка Нойшванштайн работает канатная дорога. Поднимитесь с её помощью на Тегельберг (Tegelberg) – вершину высотой 1720 м, откуда видны бесконечные альпийские хребты.

До замка легко добраться на автомобиле: выезд из города Munchen-Sendling, затем по автобану А96 до Ландсберга (Lansberg), свернуть на Романтическую дорогу (Romantische Strasse) в направлении Фюссена (Fussen) до Нойшванштайна (Neuschwanstein).

Можно отправиться в Нойшванштайн, воспользовавшись услугами мюнхенских туристических фирм или заказав у нас индивидуальную экскурсию в замки.

Часы работы замка Нойшванштайн:

Часы работы замка Хохеншвангау:

Предлагаем вам бронирование отелей и замков-отелей в Баварии и Германии и организацию индивидуальных путешествий по Германии с посещением Королевских замков Нойшванштайн и Хохеншвангау.

Интернет: www.neuschwanstein.de

Отправить заявку на тур



http://www.auto-neva.ru/fussen_i_korolevskie_zamki